
СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25

В МБДОУ №25 города Каменск - Шахтинский функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).
Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Зачисление и комплектация группы компенсирующей направленности (логопедических групп) происходит на основании решения городской территориальной психолого – медико - педагогической комиссии (далее ТПМПК).
Обучение и воспитание детей в данной группе базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.
Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.
Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ТНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.
Логопедическая работа подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма.
Алгоритм логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Этапы |
Основное содержание |
Результат |
1. Организационный |
Стартовая логопедическая и психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. |
Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с ТНР в ДОУ и семье.
Конструирование рабочей программы работы с детьми с ТНР.
Конструирование программы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с ТНР. |
2. Основной |
Решение задач, заложенных в индивидуальных и рабочей коррекционных программах.
Логопедический и психолого-педагогический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса |
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
3. Заключительный |
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы.
Определение дальнейших коррекционно- образовательных перспектив для выпускников групп компенсирующей направленности. |
Решения о прекращении логопедической работы с ребенком, изменения ее характера и направленности, корректировка индивидуальных и рабочей программ и продолжение логопедической работы |
Задачи, содержание и формы организации
коррекционно-образовательного процесса
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Адаптированной программой ДОУ, Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.)
Программа обучения детей с ТНР представляет собой коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом, позволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников в условиях группы компенсирующего вида для детей с ТНР, являющейся структурной единицей дошкольного образовательного учреждения. Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.
Программа обеспечивает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Программа предназначена для дошкольников старшей подгруппы и подготовительной к школе подгруппы группы компенсирующей направленностис ТНР. Она создана для дошкольников, имеющих ОНР (I, II, III, IV уровень речевого развития).
В программе учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности с учетом знаний в областях специальной педагогики, дефектологии, психологии и исследований физиологических особенностей детей с ТНР.
Программа рассчитана на два учебных года работы с детьми общего недоразвитием речи 5 - 7 лет.
Рабочая Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Цели, задачи и содержание программы определились с учетом характера и структуры речевого нарушения, состоянием других высших психических функций, наличием определенных качеств личности, возрастными, сохранными и компенсаторными возможностями детей посещающих логопедические группы ДОУ. Установление причин речевых нарушений, квалификациях их характера и степени выраженности позволили определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволили установить их органическую связь и определенную иерархию, в которой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе овладения этими видами деятельности педагоги учитывают индивидуально-типологические особенности детей с ТНР, способствуют развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. В работе по развитию познавательных интересов детей учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые используются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.
Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ
Режим работы
Режим дня составлен на 12 часов пребывания ребенка в детском саду при пятидневной рабочей недели с 07.00 ч. до 19.00 ч.. При осуществлении режимных моментов учитываются особенности ребенка и индивидуальный подход. По просьбам родителей существует гибкий график приема детей в утренние часы.
Работа по созданию комфортных условий пребывания в ДОУ и образовательной среды в группах
Среда, в которой живет ребенок, включает помещения: группа, раздевальная и умывальная комнаты, предметы быта, игрушки, оказывает большое влияние на его развитие и формирование. Среда соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, включает традиционные и инновационные компоненты:
· эстетически оформленные;
· содержательные;
· информативные;
· разнообразные;
· динамичные;
· способствуют формированию у детей эстетического отношения к окружающему, развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Все базовые компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
Цель: создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
1. - Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
2. - Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
3. - Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
Задачи:
1. - Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
2. - Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3. - Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
4. - Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
5. - Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей представляет следующую деятельность:
1. Организация работы
В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в МБДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.
2. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
3. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбираются адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).
Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:
· развитие произвольности всех психических процессов в соответствии с возрастом;
· развитие коммуникативных навыков, а также навыков межличностного общения;
· формирование самосознания и адекватной самооценки;
· благополучная адаптация к условиям ДОУ;
· расширение кругозора у детей;
· формирование позитивной мотивации к школьному обучению.
Модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления МБДОУ.
Дети с ОВЗ в ДОУ
В помощь родителям детей с ОВЗ
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Обеспечение права на качественное образование детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации