Дети с ОВЗ в ДОУ

муниципальное бюджетное дошкольное    

образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25

города Каменск-Шахтинский

Дети с ОВЗ

 

 

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25

         В МБДОУ №25 города Каменск - Шахтинский функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

         Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

        Зачисление и комплектация группы компенсирующей направленности (логопедических групп) происходит на основании решения городской территориальной психолого – медико - педагогической комиссии (далее ТПМПК).

        Обучение и воспитание детей в данной группе базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

       Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  состояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

        Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

        Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллек­тива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

       Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ТНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

       Логопедическая работа подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма.

 

Алгоритм логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

 

Этапы

Основное содержание

Результат

1. Организационный

Стартовая логопедическая и психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с ТНР в ДОУ и семье.

Конструирование рабочей программы работы с детьми с ТНР.

Конструирование программы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с ТНР.

2. Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и рабочей коррекцион­ных программах.

Логопедический и психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогиче­ского влияния участников коррекционно-образователь­ного процесса

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

3. Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-рече­вой работы.

Определение дальнейших коррекционно- образовательных перспектив для выпускников  групп компенсирующей направленности.

Решения о прекращении лого­педической работы с ребен­ком, изменения ее характера и направленности, корректи­ровка индивидуальных и рабочей программ и продолже­ние логопедической работы

 

 

Задачи, содержание и формы организации

коррекционно-образовательного процесса

 

        Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Адаптированной программой ДОУ, Программой логопедической работы по преодолению общего не­доразвития речи у детей  Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.)

        Программа обучения детей с ТНР представляет собой коррекционно-развивающую  работу, обеспе­чивающую  полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фоне­матиче­ского восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом,  по­зволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников в условиях группы компен­сирую­щего вида для детей с ТНР, являющейся структур­ной единицей дошкольного образовательного учреждения. Соотносясь с образователь­ными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация про­граммы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  со­стояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуника­тивной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

         Программа обеспечивает  равноправное включение личности, развивающейся в ус­ло­виях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

          Программа предназначена для дошкольников старшей подгруппы и подготовительной к школе подгруппы группы компенсирующей направленностис ТНР. Она создана для дошкольников, имеющих ОНР (I, II, III, IV уровень речевого разви­тия).

          В программе учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здо­ровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации раз­нообраз­ных видов детской творческой деятельности с учетом знаний в областях специ­альной пе­дагогики, дефектологии, психологии и исследований физиологических особен­ностей де­тей с ТНР.

          Программа рассчитана на два учебных года работы с детьми общего недоразвитием речи 5 - 7 лет. 

          Рабочая Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, инте­грацию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

           Цели, задачи и содержание программы определились с учетом  характера и струк­туры речевого нарушения, состоянием других высших психических функций, наличием определенных качеств личности, возрастными, сохранными и компенсаторными возмож­ностями детей посещающих логопедические группы ДОУ. Установление причин речевых нарушений, квалификациях их характера и степени выраженности позволили определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволили установить их органическую связь и определенную иерархию, в кото­рой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка.

          Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и пат­риотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспече­ния безопасности жизнедеятельности дошкольника.

          Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подго­товка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же ви­дами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В про­цессе овладения этими видами деятельности педагоги  учитывают индивидуально-типологические особенности детей с ТНР, способствуют развитию восприятия, мнестиче­ских процессов, мотивации, доступных форм мышления. В работе по развитию познавательных интересов детей учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складыва­ется у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

         Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые использу­ются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.

 

Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Режим работы

 

          Режим дня составлен на 12 часов пребывания ребенка в детском саду при пятидневной рабочей недели с 07.00 ч. до 19.00 ч.. При осуществлении режимных моментов  учитываются особенности ребенка и индивидуальный подход. По просьбам родителей существует гибкий график приема детей в утренние часы.

 

Работа по созданию комфортных условий пребывания в ДОУ и образовательной среды в группах

 

       Среда, в которой живет ребенок, включает помещения: группа, раздевальная и умывальная комнаты, предметы быта, игрушки, оказывает большое влияние на его развитие и формирование. Среда соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, включает традиционные и инновационные компоненты:

·  эстетически оформленные;

·  содержательные;

·  информативные;

·  разнообразные;

·  динамичные;

· способствуют формированию у детей эстетического отношения к окружающему, развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

       Все базовые компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

 

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

 

Цель: создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

1.     -    Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

2.    - Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.

3.     -    Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Задачи:

1.     -      Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

2.    - Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3.     -    Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

4.     -    Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

5.     -  Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

 

Модель психолого-педагогического сопровождения детей представляет следующую деятельность:

 

1.     Организация работы

       В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в МБДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

2.     Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.

3.     Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

4.     Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбираются адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

 

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:

 

·  развитие произвольности всех психических процессов в соответствии с возрастом;

·  развитие коммуникативных навыков, а также навыков межличностного общения;

·  формирование самосознания и адекватной самооценки;

·  благополучная адаптация к условиям ДОУ;

·  расширение кругозора у детей;

·  формирование позитивной мотивации к школьному обучению.

 

      Модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления МБДОУ.

 

 Дети с ОВЗ в ДОУ

 

 В помощь родителям детей с ОВЗ

 

 Памятка для родителей, воспитывающих  детей с ОВЗ

 

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

 

Обеспечение права на качественное образование детей с  ОВЗ и детей с инвалидностью

 

Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

 

Дата последнего обновления страницы 08.07.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения